В 1978 году Астрид Линдгрен получила Премию мира немецких книготорговцев.
На церемонии награждения она выступила с речью о недопустимости применения в отношении детей насилия как меры воспитания.
Её речь была и о детях, и о мировой политике.
Какая между ними связь?
Все политики когда-то были детьми. А какими они стали, во многом предопределило то, что с ними происходило в детстве. Какой опыт отношений сформировал их психическую реальность.
Ниже некоторые отрывки из речи Астрид Линдгрен.
"Сегодняшние дети когда-нибудь станут хозяевами этого мира, если от него что-то останется. Это они будут решать вопросы войны и мира, решать, в каком обществе им жить: будет ли нарастать насилие или люди начнут жить в мире и согласии. Можно ли вообще надеяться на то, что наши дети смогут создать более крепкий мир, нежели удалось нам? И почему у нас этого не получилось…"
"В новорожденном ребенке изначально не заложено семечко, из которого разовьется добро или зло.
Вырастет ли ребенок добрым, открытым, доверчивым человеком, способным сотрудничать с другими людьми, или бесчувственным деструктивным одиноким волком, зависит от того, кто встретит его в этом мире и научит любви или покажет, что она такое…"
"Оглянемся назад и проследим, как обращались с детьми и как их воспитывали на протяжении всей истории человечества: часто ли взрослые хотя бы задумывались, прежде чем при помощи насилия, физического или морального, ломать волю ребенка?
Сколько детей получили свой первый урок насилия… от тех, кого любят, от своих родителей, и понесли его дальше, от поколения к поколению?"
"Нормы поведения нужны и взрослым, и детям, а дети усваивают их прежде всего на примере родителей, а не посторонних людей. Разумеется, дети должны уважать родителей, но и родители должны уважать детей и не злоупотреблять своим естественным превосходством. Взаимная любовь и уважение необходимы и детям, и взрослым."
"На земле так непостижимо много жестокости, насилия и угнетения, и для детей это не секрет. Они каждый день это видят и слышат и читают об этом и в конце концов приходят к мысли, что таков естественный порядок вещей. Не должны ли мы хотя бы у себя дома на собственном примере показать, что есть и другой порядок?"
Порядок не насилия, а договорённости; порядок не силы, а слова.